По мнению начальника Управления Государственной противопожарной службы ГУВД Москвы генерал-майора Л.А. Коротчика, в столице России современные проблемы пожарной безопасности наиболее выражены. В то же время современная московская пожарная охрана по уровню технической оснащенности, четкости организации тушения пожаров и состоянию профилактической работы занимает ведущее положение в стране.
Во исполнение Федерального закона «О пожарной безопасности» от 1994 г. в городе с помощью правительства Москвы осуществляется комплекс противопожарных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей и сохранности от огня правительственных зданий, промышленных и транспортных предприятий, уникальных исторических и культурных памятников, торговых центров, гостиниц, больниц, учебных заведений, новостроек, жилых домов, в том числе зданий повышенной этажности. Профилактическую работу и организацию тушения пожаров приходится осуществлять в довольно непростых условиях рыночной экономики и изменения социально-экономической обстановки.
До последнего времени в Москве служба пожаротушения и Госпожнадзор были искусственно разобщены, не составляя единого органа, как это предусмотрено Федеральным законом «О пожарной безопасности». В 1996 г. Управление Государственной противопожарной службы произвело крупную структурную перестройку пожарной охраны города. Во всех административных округах Москвы сформированы и активно работают управления и отделы Государственной противопожарной службы. В их состав вошли как аппараты Госпожнадзора, так и военизированные пожарные части с боевой техникой. Теперь территориальные управления и отделы противопожарной службы осуществляют деловые контакты с администрацией округов, муниципалитетов, осуществляя работу по предупреждению пожаров и эффективности их тушения, что очень важно и необходимо в современных условиях.
Генерал-майор Коротчик считает также, что для Москвы очень актуален вопрос комплектования пожарных частей прапорщиками, сержантским и рядовым составом. В ряде пожарных частей боевые расчеты укомплектованы не полностью, поэтому на многих пожарах основное бремя борьбы с огнем несет офицерский состав. Перевод пожарной охраны на профессиональную основу и отказ от призывного контингента, предложенные генерал-майором Максимчуком, связаны со значительными финансовыми затратами. В 1996 г. в пожарные части на контрактной основе принято 700 человек. Пока еще пожарная охрана Москвы не может отказаться от солдат срочной службы. По договоренности с Генеральным штабом Министерства обороны России и командованием Внутренних войск МВД России в 1996 г. на срочную службу в пожарных частях Москвы направлены 900 призывников из числа москвичей. Однако полностью устранить некомплект рядового состава пока не представляется возможным. Это одна из самых неотложных задач УГПС, которую необходимо решить в ближайшее время.
Все начинания Управления Государственной противопожарной службы, направленные на улучшение охраны городского хозяйства от огня, находят поддержку со стороны правительства Москвы и лично мэра Ю.М. Лужкова. Именно с помощью администрации столицы за последнее время были решены жизненно важные вопросы пожарной охраны города: организация вертолетной пожарной службы, развернувшееся строительство новых благоустроенных пожарных депо, приобретение новейшей пожарной техники. В настоящее время вышел закон «О пожарной безопасности», в котором определен круг правовых, организационных и финансово-хозяйственных вопросов, касающихся нормального функционирования противопожарной службы и обеспечения пожарной безопасности города. С принятием этого закона открываются новые возможности активного воздействия на физических и юридических лиц, уклоняющихся от ответственности за пожарную безопасность и не выполняющих установленных противопожарных норм и правил.
В управленческом плане современная противопожарная служба столицы является сложным системным образованием, в котором задействовано более 8000 человек офицерского состава, прапорщиков, сержантов, солдат и других сотрудников. Для управления пожарными подразделениями, техникой и инспекцией Государственного пожарного надзора используется около 300 сложных ЭВМ и более 200 персональных компьютеров.
Использование вычислительной техники резко повысило оперативность работы противопожарной службы города. Получая своевременно обобщенные на ЭВМ данные о пожарах, профилактической работе, технике, кадрах, дисциплине, материально-техническом обеспечении, руководство УГПС столицы имеет возможность оперативно реагировать на негативные явления, незамедлительно принимать управленческие решения.
Еще 10 лет назад в Москве использование радиостанций на пожарах и тактических учениях носило эпизодический характер. Сейчас все дежурные караулы пожарных частей обеспечены радиостанциями УКВ, что значительно облегчает и ускоряет работу боевых расчетов на пожарах. В начале 1995 г. в московском гарнизоне имелось 3673 радиостанции УКВ, в том числе 1987 переносных.
Современная противопожарная служба столицы, имея в своих рядах специалистов высочайшей квалификации и располагая разнообразной техникой, способна успешно бороться с любым пожаром.
Год от года усложняется сама технология тушения пожаров. Даже современная квартира по насыщенности горючими материалами уподобляется складу химической продукции. Мебель с поролоновой начинкой, предметы бытовой химии, декоративные панели, пластик и паркет, телевизоры и многое другое при горении создают очень высокую температуру, выделяют ядовитые продукты термического разложения. Теперь на каждом пожаре приходится бороться не только с огнем, но и с ядовитым дымом, работать в тяжелых противогазах, а это требует от пожарных особой сноровки и больших физических усилий.
Газодымозащитникам чаще всего приходится спасать людей из задымленных помещений, а также осуществлять тушение пожаров в экстремальных ситуациях, как это было на Московском шинном заводе. Поэтому в гарнизоне особое внимание уделяется совершенствованию газодымозащитной службы. На вооружении пожарных подразделений состоит около 5000 кислородно-изолирующих противогазов и 14 специальных автомобилей газодымозащитной службы. В гарнизоне создана техническая база для обучения и тренировки газодымозащитников.
Поддержанию в боеготовности современной пожарной техники постоянно уделяется большое внимание. Недокомплект в пожарной технике почти полностью ликвидирован. В 1995 г. в столичной противопожарной службе имелось 913 пожарных автомобилей, в том числе 280 автонасосов и автоцистерн.
Изменившийся характер застройки Москвы усложнил работу противопожарной службы, особенно при возникновении пожаров в высотных зданиях, подземных сооружениях и на пожароопасных предприятиях. В недалеком прошлом для ликвидации пожаров достаточно было иметь автоцистерну, автонасос и небольшую лестницу. В настоящее время противопожарная служба столицы располагает 39 пожарными автоподъемниками высотой 30 м, 15 лестницами высотой выдвижения колен более 30 м и 136 пожарными автомобилями специального назначения. В боевых расчетах состоят 6 автомобилей порошкового тушения, 8 рукавных автоходов, 4 высокопроизводительные станции (ПНС-100) и 3 автомобиля комбинированного пожаротушения.
В масштабе гарнизона ремонт и техническое обслуживание имеющейся пожарной техники, обеспечение ее горючим, маслами, запасными частями, пенообразователем, огнетушащим порошком, кислородными баллончиками, а также материально-техническое снабжение частей входит в обязанности службы тыла Управления, работающей с большим напряжением. На этом важнейшем участке ведущая роль принадлежит отделу пожарной техники, специализированному пожарному отряду и пожарно-техническому центру УГПС. Не остаются в стороне от решения материально-технических вопросов и территориальные управления и отделы противопожарной службы.
Актуальное значение для Москвы имеет правильное и рациональное использование разнообразного парка пожарных машин. С этой целью в плановом порядке сотрудники отделов службы и подготовки, пожаротушения осуществляют инспектирование пожарной техники в частях, отрабатывают оперативные планы пожаротушения, проводят масштабные учения, в ходе которых детально прорабатываются как вопросы организации тушения пожаров, так и правильность практического применения личным составом пожарной техники.
Практика показывает, что пожары получают развитие, как правило, в силу несвоевременного сообщения о пожаре по телефону «01». В тех случаях, когда тревожный сигнал поступает в противопожарную службу сразу после возникновения очага горения, пожарная помощь прибывает незамедлительно. В Москве первый дежурный караул прибывает к месту вызова через 8-10 мин, а в отдельных районах еще быстрее.
Среднее время тушения пожаров силами пожарных частей составляет не более 17,5 мин. Такая оперативность обусловлена использованием сложнейшей автоматизированной системы пожарной связи, позволяющей по первому сообщению по телефону «01» в считанные секунды безотказно задействовать механизм тушения пожара в любой точке громадного города. Нередко на Центральный узел пожарной связи столицы поступает до 450 сообщений и более в сутки об оказании пожарной помощи, на что пожарная охрана немедленно реагирует.
Проведенная Управлением Государственной противопожарной службы структурная реорганизация пожарной охраны города в значительной мере активизировала деятельность Государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами — повысилась действенность пожарно-технических обследований инспекторским составом, более эффективным стало применение административных мер к лицам, нарушающим установленные правила пожарной безопасности. Новшеством в деятельности противопожарной службы города явилась выдача лицензий на право проведения противопожарных работ и услуг, что позволило поставить под контроль Госпожнадзора многочисленные организации, занимающиеся в столице монтажом и техническим обслуживанием пожарной автоматики, огнезащитой, зарядкой огнетушителей, реализацией противопожарного оборудования и др. Ежегодно за 1995 г. по линии УГПС выдается много лицензий на проведение противопожарных работ и услуг. Некоторым организациям и лицам было отказано в выдаче лицензий в силу наличия у них технических погрешностей и недоработок.
Оперативная служба, отделы Госпожнадзора вплотную занимаются подготовкой города в противопожарном отношении к празднованию 850-летия Москвы. Используя опыт Олимпиады-80, предстоит добиться максимального приведения городского хозяйства в пожаробезопасное состояние, дабы избежать нежелательных осложнений в дни торжеств. Главное — не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций на строящихся объектах, ввод в эксплуатацию которых намечается к 850-летию Москвы, а также в местах проведения массовых мероприятий. Необходимо задействовать все имеющиеся резервы противопожарной службы, пополнить боевые расчеты, тщательно подготовить пожарную технику, выставить дополнительные посты и наряды на спортивных аренах и в местах проведения зрелищных мероприятий, а также на предприятиях с повышенной пожарной опасностью.
Юбилей столицы создает возможность значительно усилить пропаганду мер пожарной безопасности среди населения города. В этом плане особое место отводится пожарно-техническому центру, а также отделу информации и работы с общественностью УГПС, сотрудники которого наладили творческий контакт с телевидением и радио, регулярно информируя население города не только о причинах пожаров и мерах их предотвращения, но и о боевой работе пожарных частей столицы.
Однако, несмотря на проводимую работу, положение дел с пожарами вызывает серьезную тревогу. Если количество пожаров в Москве стабилизировалось на уровне чуть более 20 000 случаев в год, то убытки от них имеют тенденцию к значительному увеличению. В частности, в 1995 г. прямой материальный ущерб составил почти 22 млрд, руб., а за первую половину 1996 г. убыток от происшедших пожаров возрос до 60 млрд, руб.; с учетом косвенных потерь от огня материальный ущерб от огня составил не менее 100 млрд. руб.
Статистика свидетельствует об увеличении в Москве общего количества пожаров и убытков от них за 10-летний период, что в значительной мере объясняется рядом негативных факторов, присущих современной жизни общества: пьянство в быту и на производстве, поджоги, низкая трудовая дисциплина, игнорирование требований пожарной безопасности в коммерческих структурах, отсутствие средств на устройство и поддержание в работоспособном состоянии систем противопожарной защиты, в том числе в зданиях повышенной этажности. Противопожарная служба города имеет ограниченные возможности активно воздействовать на указанные негативные факторы, но постоянно находится в поиске эффективных путей и методов предотвращения пожаров.
Вызывают озабоченность частые случаи гибели людей на пожарах, главным образом в жилых домах. Если в 1985 г. погиб 161 человек, то в 1995 г. жертвами огня стали 472 человека, среди них 235 находились в нетрезвом состоянии. Количество погибших на пожаре людей могло быть несравненно большим при отсутствии оперативности действий пожарных столицы. Боевые расчеты дежурных пожарных караулов неукоснительно выполняют заповеди боевого устава — принимать немедленные меры по спасению людей, оказавшихся в угрожаемой зоне пожара. Всего за последние 5 лет пожарные спасли от гибели около 5000 человек.
В мае 1996 г. мэр Москвы издал распоряжение «О мерах по предотвращению гибели и травмирования людей на пожарах», принятое Государственным пожарным надзором к неуклонному руководству и исполнению. Упор делается на обучение населения столицы мерам пожарной безопасности и правилам действий в случае возникновения пожара или загорания в бытовых условиях и на производстве.
К профилактической работе в жилом секторе подключена московская организация Всероссийского добровольного пожарного общества; на учебных пунктах идет интенсивное обучение пожарно-техническому минимуму лиц, ответственных за пожарную безопасность предприятий и организаций.
Однако основное бремя борьбы с пожарным бедствием в полной мере несет Государственная противопожарная служба города, снабженная современной мобильной техникой и укомплектованная квалифицированным командным составом пожарных специалистов. В Управлении противопожарной службы столицы, территориальных управлениях и отделах, пожарных частях трудятся более 400 инженеров и около 700 техников, окончивших ВИПТШ и ПТУ МВД России — именно им принадлежит решающая роль в стабилизации положения дела с пожарной безопасностью в Москве.
Следует остановиться также на пожарной безопасности жилого фонда столицы.
В административных округах и муниципалитетах пожары в жилых домах составляют основную массу пожаров. В целом по Москве в течение последних 3 лет пожары в жилом секторе составляют до 20 000 случаев в год. В результате пожаров погибло много людей, выведено из строя не менее 5000 квартир, уничтожено и повреждено личное имущество граждан.
Пожары с давних пор являлись бедствием для Москвы, в которой в силу исторически сложившихся условий деревянных строений было больше, чем каменных домов. Еще в конце XIX в. нередко происходили стихийные пожары, во время которых полностью выгорали кварталы жилой застройки.
Последней трагедией, случившейся в городе, вероятно, надо считать катастрофический пожар в Замоскворечье летом 1897 г., во время которого в одночасье сгинуло в огне более 200 домов, погибло много людей. В последующем таких ужасающих пожаров удалось избежать, хотя отдельные пожары причиняли Москве колоссальный ущерб.
В настоящее время вместо дерева используются несгораемые строительные материалы и конструкции: бетон, железобетон, кирпич, керамика, металлический прокат, стекло. Здания, в том числе жилые дома, стали огнестойкими, но пожары не прекратились, приняв особый характер. Если в недалеком прошлом нередко сгорали одновременно 1—2 малоэтажных дома и более, то теперь пожар поражает в большинстве случаев 1—2 квартиры. Быстрое прибытие пожарной помощи по вызову «01» не дает огню развиться до больших размеров.
Из табл. 1 видно, что гибель людей от огня имеет тенденцию увеличиваться из года в год. Правительство Москвы приняло специальное постановление, предусматривающее неотложные меры по предотвращению гибели людей во время пожаров, которым руководствуются подразделения противопожарной службы города в своей практической работе.
Но последовательная стабилизация и снижение количества пожаров в жилых домах Москвы, безусловно, требуют определенного времени, нейтрализации негативных факторов в жизни города и определенных материальных затрат на поддержание в исправном состоянии технических средств противопожарной защиты жилых домов.
Таблица 1
Сведения о пожарах и их последствиях за 1980-1995 гг.
Годы |
Количество пожаров |
Ущерб от пожаров |
Количество погибших |
В том числе лиц в нетрезвом состоянии |
1980 |
1886 |
2 007 578 руб. |
124 |
71 |
1981 |
1866 |
1 368 848 руб. |
101 |
64 |
1982 |
1703 |
556 236 руб. |
110 |
64 |
1983 |
1964 |
1 018 686 руб. |
115 |
67 |
1984 |
2902 |
2 290 200 руб. |
148 |
98 |
1985 |
4033 |
2 617 505 руб. |
161 |
91 |
1986 |
28 056 |
2 428 822 руб. |
89 |
38 |
1987 |
26 035 |
2 270 823 руб. |
116 |
44 |
1988 |
22 791 |
6 015 371 руб. |
123 |
54 |
1989 |
23 713 |
5 683 911 руб. |
149 |
71 |
1990 |
23 076 |
4 417 142 руб. |
144 |
64 |
1991 |
22 547 |
9 490 787 руб. |
179 |
71 |
1992 |
25 818 |
261 569 000 руб. |
312 |
148 |
1993 |
26 591 |
9 426 009 000 руб. |
454 |
256 |
1994 |
25 567 |
12 870 261 000 руб. |
527 |
294 |
1995 |
23 709 |
21 988 156 000 руб. |
472 |
235 |
В 1996 г. была закончена структурная перестройка пожарной охраны Москвы, что дало возможность объединить организацию тушения пожаров и профилактическую работу, что в полной мере соответствует содержанию Федерального закона «О пожарной безопасности».
Во всех административных округах созданы и укомплектованы квалифицированными кадрами управления и отделы Государственной противопожарной службы, в подчинении которых находятся городские пожарные части и региональные подразделения Госпожнадзора, проводящие профилактическую работу с префектурами муниципалитетов и в жилых домах.
Территориальные управления и отделы Государственной противопожарной службы активно включились в противопожарную работу. Ощутимо поднялась действенность пожарного надзора, в том числе в области безопасности жилого сектора.
Специалистами противопожарной службы высокого класса являются полковник В.И. Шепелев (Юго-Западный административный округ), полковник С.В. Аникеев (Центральный административный округ), полковник В.П. Липчак (Северо-Восточный административный округ), подполковник В.С. Родин (Южный административный округ), подполковник Н.В. Глазков (Восточный административный округ). В указанных округах наметилась ощутимая тенденция к улучшению пожарной безопасности предприятий и жилых домов, что в значительной мере объясняется активизацией боевой профилактической работы.
Ключевая роль в обеспечении пожарной безопасности городского хозяйства столицы и в осуществлении контроля за работой территориальных подразделений Госпожнадзора принадлежит профилактическому блоку Управления Государственной противопожарной службы, в который входят три самостоятельных отдела — Госпожнадзора, нормативно-технической работы и информации (возглавляемые соответственно подполковником В.В. Фомичевым, полковником В.С. Жеряковым и полковником А.В. Корюхиным).
Весь личный состав Управления противопожарной службы, подразделений и пожарных частей подчинен в административном и служебном отношении начальнику Управления Государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы генерал-майору Л.А. Коротчику. Такая жесткая централизация обусловливается характером задач, выполняемых противопожарной службой, а также необходимостью принятия экстренных управленческих решений в экстремальных ситуациях.
В целях предотвращения пожаров Управление Государственной противопожарной службы эффективно с помощью средств массовой информации разъясняет населению столицы правила пожарной безопасности в быту и на производстве. В воспитательной, лекционной и пропагандистской работе самое активное участие принимают руководители противопожарной службы Москвы — Л.А. Коротчик, В.С. Родин, В.И. Климкин, Н.Г. Абрамченков.
В УГПС Москвы создана общественная ветеранская организация. Ветераны Герой Советского Союза С.И. Постевой, кавалер 3 орденов Славы В.П. Волков, И.Л. Антонов, И.Ф. Корякин, А.И. Косухин, В.Н. Сибилев, Н.В. Вакорин, П.Н. Никитин и многие другие передают свой профессиональный опыт молодым кадрам, помогая командованию Управления в воспитании личного состава.
Руководство Управления — Л .А. Коротчик, В.С. Родин, Е.Е. Колесников, Н.Г. Абрамченков и др. — большое внимание уделяет ветеранам — участникам Великой Отечественной войны и инвалидам, оказывая им социальную помощь.
Многие заслуженные ветераны продолжают работать, внося ощутимый вклад в дело предупреждения и тушения пожаров, — это А.К. Рудаков, Ю.Н. Ковалев, В.Н. Никитенко, Е.Е. Колесников, В.С. Родин, В.И. Москалев, М.М. Долгаш, А.С. Меркулов, В.П. Король и др.
Сотрудники отдела информации УГПС полковник А.В. Корюхин, подполковник Е.В. Бобылев, майор С.А. Кочетов, капитан А.В. Молозин с помощью средств массовой информации рассказывают населению о характерных случаях пожаров и причинах их возникновения.
В информационном отделе УГПС имеется картотека различных случаев возникновения пожаров от неосторожного обращения с огнем, нарушений правил устройства и эксплуатации электроустановок и нагревательных приборов, несоблюдения требований безопасности при электросварочных работах и др. Эта картотека, а также статистические данные о происшедших пожарах позволяют Управлению противопожарной службы глубоко анализировать состояние пожарной безопасности в городе и принимать правильные управленческие решения.
Таблица 2
Распределение пожаров по местам возникновения
Объекты пожаров |
1991 г. |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
Производственные помещения |
375 |
335 |
310 |
341 |
685 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
0,24 |
11,3 |
68 |
174 |
4429,7 |
Склады, базы, торговые помещения |
298 |
488 |
740 |
541 |
410 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
0,98 |
19 |
377,8 |
452,8 |
1220,2 |
Учебные учреждения |
181 |
190 |
2203 |
191 |
154 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
0,08 |
2,6 |
11,8 |
56,7 |
1750,4 |
Детские учреждения |
99 |
106 |
162 |
111 |
129 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
0,005 |
0,1 |
3,9 |
7,6 |
11,3 |
Культурно-зрелищные учреждения |
52 |
63 |
64 |
73 |
73 |
Ущерб прямой [млн. руб.) |
0,06 |
0,2 |
10,9 |
68,8 |
9,9 |
Лечебные учреждения |
96 |
87 |
123 |
117 |
72 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
0,03 |
3,9 |
2,4 |
5 |
46,7 |
Административнообщественные учреждения |
259 |
435 |
272 |
215 |
259 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
0,38 |
8,3 |
1261,8 |
258,9 |
6257,7 |
Жилой сектор |
16 207 |
18 952 |
21 729 |
20 823 |
19 494 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
2,07 |
47,5 |
488 |
1902,9 |
5280,6 |
Строящиеся объекты |
474 |
335 |
324 |
281 |
175 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
0,46 |
0,7 |
61,6 |
87 |
46,5 |
Открытые территории |
4068 |
3221 |
943 |
783 |
331 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
0,73 |
5,8 |
81,8 |
132,4 |
51,3 |
Транспорт |
900 |
1114 |
1294 |
1650 |
1591 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
1,06 |
53,6 |
370,6 |
1000,2 |
2232,3 |
Прочие |
208 |
254 |
259 |
357 |
277 |
Ущерб прямой (млн. руб.) |
0,67 |
7,2 |
49,9 |
220,9 |
93,9 |
Таблица 3
Использование прав, предоставленных органам Госпожнадзора
Показатели |
1991 г. |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
Оштрафовано лиц, всего |
16 355 |
18 805 |
29 406 |
52 730 |
60 318 |
Сумма штрафов (тыс. руб.) |
244 |
1072 |
97 494 |
972 926 |
1 324 000 |
Из них: |
|
|
|
|
|
Оштрафовано должностных лиц |
15 051 |
17 661 |
26 328 |
42 987 |
52 548 |
на сумму (тыс. руб.) |
237 |
1044 |
95 982 |
950 908 |
1 243 000 |
Отменено штрафов судами |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Взыскано штрафов (тыс. руб.) |
195 |
688 |
67 032 |
762 764 |
1 173 000 |
Рассмотрено в товарищеских судах и общественными организациями переданных материалов на лиц, виновных в возникновении пожаров, нарушении ППБ |
282 |
92 |
121 |
185 |
1629 |
Вынесено постановлений о наложении в административном порядке предупреждений |
10 875 |
9467 |
8109 |
9338 |
5664 |
Количество объектов, эксплуатация которых прекращена частично или полностью в порядке п. 11 Положения о Госпожнадзоре |
4473 |
6123 |
3062 |
4683 |
3380 |
Опечатано пожароопасных участков электросетей и других агрегатов |
16 529 |
16 016 |
28 269 |
46 845 |
3380 |
Вынесено постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по пожарам |
2270 |
2872 |
2511 |
2277 |
1949 |
Возбуждено уголовных дел по пожарам |
230 |
391 |
473 |
475 |
314 |
Возбуждено уголовных дел работниками Госпожнадзора |
14 |
32 |
49 |
16 |
18 |