Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Пожар на автозаводе

12 марта 1946 г. начальник Управления пожарной охраны Москвы полковник И.Н. Троицкий пришел на работу раньше всех. В просторном служебном кабинете, где с дореволюционных времен сохранилась старинная мебель бывших брандмайоров, было прохладно и сумеречно.
    
Троицкий включил настольную лампу, вынул из сейфа кипу бумаг и углубился в чтение. В документах шла речь о строительстве и ремонте пожарных депо, порядком обветшавших за годы войны, а также комплектовании пожарных команд города личным составом. Старые, проверенные в дни войны бойцы уходили, а новое пополнение в дежурные караулы поступало неохотно — работоспособная часть населения столицы предпочитала участвовать в восстановлении ранее эвакуированных заводов и фабрик, возрождении научно-исследовательских институтов, строительстве жилых домов и коммунальных предприятий. Не прельщала и небольшая заработная плата в пожарных командах.

Все эти обстоятельства сильно беспокоили Троицкого, давно озабоченного необходимостью комплектования городских военизированных команд, получения ассигнований на строительство и приобретение пожарной техники и стремившегося заручиться поддержкой руководства исполкома Моссовета. Но намеченная на утро встреча в исполкоме не состоялась. События этого дня развивались непредсказуемым образом.

В кабинет твердым строевым шагом вошли три офицера, и один из них отрапортовал:

— Товарищ полковник! Штаб пожаротушения УПО в составе лейтенанта Белякова, старшего техника Антонова, лейтенанта Васильева на дежурство заступили. Разрешите выехать на проведение тактического учения!

— Где и в каком составе вы наметили провести учение?

— Учения запланировано провести на заводе «Серп и молот». Думаем отработать там тактику тушения пожара на здании с большой площадью сгораемого покрытия. Методику и порядок учения выполнил начальник штаба старший техник-лейтенант Антонов.

—А сколько дежурных караулов вы будете вызывать на учение?

—Не менее чем по второму номеру.

Троицкий немного подумал и сказал:

—Очень хорошо, что штаб пожаротушения не сидит без дела, когда нет пожаров. Однако учения придется отложить до более теплой погоды. Сегодня сильный мороз. Не следует беспокоить дежурные караулы. У меня на столе сводка по личному составу. Из нее видно, что болезни и некомплект персонала сильно ослабили боевые расчеты. В такую холодную погоду надо поберечь людей. Советую вам заняться сегодня только штабной работой. Еще раз посмотрите наши инструкции о взаимодействии с городскими службами Горводоканала и Мосэнерго.

Штабисты вышли из кабинета, не предполагая, что их ждет тяжелейшее испытание, а для Белякова это будет последнее дежурство в его жизни.

Троицкий снова углубился в просмотр документов, ожидая вызова из исполкома Моссовета. Неожиданно по внутренней трансляции раздался взволнованный голос диспетчера Центрального узла пожарной связи:

— Внимание! Пожар на автозаводе имени Сталина. Горит механосборочный корпус. На место пожара выехала объектовая военизированная пожарная команда. Высылаем дополнительные силы согласно расписанию!

Троицкий, услышав это сообщение, невольно вздрогнул — пожар на автозаводе, носящем имя вождя народов, не шутки. Он немедленно бросил все канцелярские дела и быстро спустился во двор, где его ждала машина. Было около 9 ч утра. Заводские ворота были распахнуты, пожарные машины беспрепятственно въезжали на территорию завода. На месте происшествия уже в полном составе находился штаб пожаротушения во главе с лейтенантом Беляковым. Работало несколько пожарных машин, от них уже были проложены рукавные линии. Еще находясь в пути, Троицкий рассчитывал, что пожарная команда, охранявшая ЗИС, сумеет локализовать пожар в цехе, который по всем параметрам не относился к пожароопасным. Но действительность превзошла самые худшие ожидания.

Горел не сам цех, а подвал 2-го механосборочного корпуса, в котором хранились металлические заготовки и готовые изделия, обильно смазанные тавотом и маслом для предотвращения от коррозии. Здесь же были размещены установки регенерации масел и большое количество резинотехнических изделий. Стеллажи на складе были выполнены из массивных деревянных конструкций. И вот теперь эта масса горючего материала в подвале воспламенилась, угрожая уничтожением огнем всего производственного цеха длиной 200 м и шириной 130 м.

Пожар совершенно не укладывался в привычные рамки. Огонь буквально бушевал в забетонированном громадном подвале, подступов к нему не было, поскольку этому препятствовало тепловое воздействие раскаленных продуктов горения. Ствольщики дежурных караулов пытались проникнуть в подвал, но, получив ожоги, продвинутся внутрь не смогли. В ряде мест механосборочного цеха отмечались сильный прогрев подвального железобетонного перекрытия и значительное повышение температуры. Зловещий гул пожара заглушал голоса пожарных.

Под руководством Троицкого пожар разбивается на 5 боевых участков, возглавляемых опытными офицерами. Боевой участок внутри цеха возглавляет капитан Теплов — начальник объектовой пожарной команды; на лейтенанта Белякова возлагается обязанность координировать действия боевых расчетов внутри цеха и на кровле, утепленной несколькими слоями битума и рубероида; старшему технику — лейтенанту Антонову поручено выполнять обязанности начальника штаба пожаротушения, а лейтенанту Васильеву — обязанности начальника тыла пожаротушения (заботы о водоснабжении, наличии пены, расстановке боевых пожарных машин).

Поскольку пожар в подвале, где создалась температура не менее 1000° С, подавить водой и пеной не удается и возникают сомнения, что железобетонное перекрытие выдержит нагрев со стороны подвала, Троицкий решает немедленно приступать к эвакуации из механосборочного цеха оборудования и станков, что должно занять не более 2-3 ч.

В эти минуты в полной мере проявился организаторский талант директора завода И. А. Лихачева. В руках у рабочих, инженеров появились отбойные молотки, в ход пошли кувалды и зубила, аварийная работа закипела. Из дверей цеха выносили токарные, фрезерные, шлифовальные станки, в качестве катков использовались обрезки металлических труб. Откуда-то появились автокары, на которые помещали наиболее точные станки, которые затем увозили в соседние помещения. Эвакуация цеха продолжалась до тех пор, пока не удалось вынести самое точное и ценное оборудование. Вся эта молниеносная операция проводилась под прикрытием водяных стволов.

А работа по борьбе с бушующим в подвале огнем ни на минуту не прекращалась. В штаб пожаротушения явились и заняли места на боевых участках офицеры отряда и Управления пожарной охраны М.Т. Павлов, А.А. Рубин, А.С. Емельянов, А.А. Лапин, В.Г1. Воронинский, И.П. Силкин, В.И. Зубарев, В.Е. Новгородов. Внутри цеха в железобетонном подвальном перекрытии, толщина которого превышала 400 мм, с большими трудностями пробили несколько небольших отверстий, через которые ввели водяные и пенные стволы, однако вода и пена под действием высокой температуры не оказывали должного эффекта.

Продолжалась интенсивная подача воды и пены через два подвальных входа, струями воды охлаждали опорные конструкции внутри цеха. Но в подвале неудержимо продолжала клокотать огненная лава.

Весть о пожаре флагмана советской индустрии, как в то время называли автозавод им. Сталина, всполошила властные структуры. В штабе тушения пожара появляются секретари горкома партии, руководители Моссовета, работники ЦК КПСС, министерские чины, руководители УВД, представители прессы. Некоторые из них предлагают самые нелепые способы борьбы с пожаром: взорвать подвал, расстрелять пожар из орудий, пустить в огонь танки, залить весь подвал водой, забетонировать все входы.

Штаб организует подмену дежурных караулов на боевых участках и обеспечение уставших бойцов горячим питанием и обогревом. К вечеру отмечается значительный нагрев подвального междуэтажного перекрытия, в наиболее опасных местах производится его охлаждение водой. Обстановка принимает все более угрожающий характер. Троицкий приказывает оставить в помещении цеха только строго ограниченное количество бойцов для защиты покрытий здания. Огонь охватил всю площадь подвала, где горели деревянные стеллажи и масло, воспламенились горючие отложения в вентиляционных коробах; дым и раскаленный воздух не позволяли проникнуть внутрь подвального помещения.

Примерно около 19 ч произошло частичное обрушение подвального перекрытия на площади около 50 кв. м. В образовавшийся провал немедленно были введены водяные стволы из помещения механосборочного цеха, однако цех заполняют клубы густого дыма и раскаленного воздуха. Ствольщикам приходится работать в исключительно сложных и трудных условиях, маневрировать стволами, охлаждая бытовки, размещенные на галереях вдоль наружных стен здания. Интенсивность горения в подвале несколько снизилась, но огонь 194 I продолжал бесноваться — слишком много горючего материала находилось в подвальном помещении. Вспыхнули даже обрушившиеся часть междуэтажного перекрытия и деревянный торцовый пол, пропитанные эмульсией, маслами и керосином, которые применялись в механосборочном цехе в качестве охлаждающих жидкостей на металлорежущих станках. Оба входа в подвал по-прежнему оставались блокированными огнем и раскаленным воздухом. В работу вводятся дополнительные три лафетные ствола. Постоянно идет наращивание подачи в пылающий подвал воды и пены.    

Казалось, пожар в подвале вот-вот будет подавлен. Однако около 23 ч произошла катастрофа. Внезапно рухнула крыша. Междуэтажное перекрытие не выдержало этого удара, и вся эта чудовищная масса железобетонных конструкций, пропитанная горючей жидкостью, рухнула в пылающий огнем подвал, в результате чего погибли 7 пожарных: лейтенант Л.В. Беляков (36 лет), рядовой П.Д. Фирсанов (32 года), лейтенант С.И. Шувалов (34 года), рядовой А.М. Петров (38 лет), младший лейтенант С.М. Зайцев (32 года), рядовой Н.Е. Волосников (33 года), рядовой В.И. Аршинов (26 лет).

Некоторых пожарных удалось буквально вырвать из огненных тисков — среди них командир отделения И.М. Гребенюк и рядовой боец М.В. Ковалев, получившие сильные ожоги и травмы.

После обрушения подвального перекрытия тушение пожара не прекратилось. Немедленно с нескольких сторон были введены стволы литер «А» и лафетные стволы. К утру 13 марта пожар в подвале был полностью потушен.

Троицкий как руководитель тушения пожара не мог не переживать трагические последствия пожара. Свою миссию он видел не только в отдании почестей погибшим героям и оказании помощи их семьям, но и в недопущении подобных случаев в дальнейшем.

Причиной пожара послужила небрежность при курении в одном из подсобных помещений склада. Ликвидировать очаг загорания в начальной стадии не удалось. Сообщение о случившемся в объектовую пожарную охрану было передано с большим опозданием, когда огонь уже охватил буквально пропитанные маслом деревянные стеллажи. Заводская пожарная команда действовала в начале пожара не лучшим образом, и пожар получил быстрое развитие. К моменту прибытия РТП и штаба тушения пожара УПО оба входа в подвальное помещение оказались блокированными стеной огня и дыма.

Неожиданное обрушение кровли и междуэтажного перекрытия над подвалом эксперты объяснили деформацией несущих опор (колонн).

Трагический пожар автозавода им. Сталина явился тяжелым уроком для пожарной охраны. Незамедлительно последовали административные и профилактические меры по наведению порядка в складском хозяйстве города. Деревянные стеллажи заменялись на металлические. Крупные склады выводились из производственных корпусов. На складах хранения горючих материалов внедрялись системы автоматического пожаротушения, тщательно проверялись внутренние пожарные водопроводы. На больших складах заменялись деревянные покрытия и перегородки. Ужесточался режим курения и использования нагревательных приборов, вводился порядок обязательного обесточивания в складах электросети после окончания работы. Обращалось особое внимание на недопустимость хранения веществ и материалов, несовместимых по степени их пожарной огнестойкости.

Многие подвальные помещения, где находились склады, были признаны не соответствующими требованиям пожарной безопасности. По этой причине Управлению пожарной охраны пришлось приостановить работу свыше 100 производственных и торговых баз и складов.

В масштабах гарнизона были проведены крупные учения по отработке методов тушения возможных пожаров на нефтебазах, крупных складах и базах государственного значения. На базе технического отряда УПО организуется конструкторская группа, которая осуществляет проектирование и строительство специальных пожарных автомобилей, приспособленных для московских условий. Конструкторы-инженеры Лылов, Ожерельев, Раск и др. создают первые высокопроизводительные специальные пожарные машины, включая автоцистерны большой вместимости, мощные насосные станции, автомобили газодымозащитной службы, рукавные ходы с закрытыми кабинами. Именно в Москве сразу после окончания Великой Отечественной войны делаются первые шаги в создании образцов пожарной техники. В частности, в техническом отряде УПО оборудуется несколько единиц мощных дыморефулеров (дымососов), которые в дальнейшем довольно эффективно используются при тушении пожаров в подвалах.

В конце 40-х гг. в пожарных частях по-прежнему сохранялся большой некомплект личного состава, боевые расчеты состояли из 2-3 бойцов. Все это вызывало необходимость прибегнуть к призыву на службу в пожарные команды.

15 мая 1965 г. Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин подписал постановление № 388-146 «Об усилении пожарной охраны в г. Москве», согласно которому комплектование частей и подразделений военизированной пожарной охраны столицы стало осуществляться за счет лиц, призванных на действительную военную службу. В 1996 г. Министерство финансов СССР обязалось выделять средства, необходимые для осуществления мероприятий по усилению пожарной охраны Москвы. В дальнейшем за счет централизованных средств производилось строительство казарм, пожарных депо, приобреталась пожарная техника, оборудовалась автоматизированная система диспетчерской связи частей пожарной охраны столицы, закупались за рубежом механические пожарные автолестницы.

Не лишним будет коротко рассказать о современных пожарных ЗИЛа.

Автозавод с полным правом можно назвать городом в городе — настолько обширна его производственная территория, застроенная цехами, лабораториями, административными зданиями, складами, вспомогательными службами, которые ни на минуту не остаются без пожарного надзора. Сегодня прославленный автозавод переживает не лучшие времена, но пожарная охрана (правда, пережившая сокращение) незыблемо остается в структуре технических служб завода, хотя на ее содержание идут немалые средства.

Охрану автозавода надежно несет отряд военизированной пожарной охраны во главе с подлинными энтузиастами противопожарной службы подполковником Анатолием Никитовичем Дегтяревым, подполковником Федором Витальевичем Штыровым, майором Александром Александровичем Коротчиком, майором Василием Аркадьевичем Васильевым.

На приобретение и замену пожарной техники в частях необходимых средств нет, поэтому та техника, которая имеется в боевых расчетах, является предметом большого внимания и тщательного ухода. Офицеры и водители особенно бережно сохраняют автоход порошкового тушения, не раз выручавший пожарных завода в критических ситуациях. Дело в том, что в производственных и вспомогательных помещениях завода имеются сотни технологических участков с повышенной пожарной опасностью, включая сложное энергетическое хозяйство, кабельные коммуникации, маслонаполненную аппаратуру. Именно здесь отмечались случаи загораний, которые быстро ликвидировались с помощью порошкового автохода. Поэтому порядком уже износившуюся машину берегут как зеницу ока. Совсем недавно завод изыскал средства на приобретение двух современных пожарных цистерн отечественного производства.

Первые шаги к возрождению завода уже сделаны. В 1996 г. было выпущено около 7 тыс. грузовых автомобилей со знаменитой маркой ЗИЛ. Офицеры, младшие командиры, рядовой состав отряда делают все от них зависящее, чтобы сохранить как бездействующие, так и функционирующие технологические линии. Положительно отзывается от работе коллектива пожарного отряда на ЗИЛе начальник отдела по охране особо важных объектов УГПС подполковник А. А. Ромашкин, которому как никому другому хорошо известны трудности пожарных подразделений в связи с экономической депрессией.

В пожарной охране завода трудятся такие ветераны, как Д.Д. Губачев, И.М. Гребенюк, М.В. Ковалев, П.И. Рафа, Г.Н. Шкапенко.

О старшем прапорщике Дмитрии Дмитриевиче Губачеве, который более 50 лет работает на базе ГДЗС, следует рассказать особо, как о человеке необычной судьбы. В свое время по предложению Губачева на вооружение личного состава отряда поступили изолирующие воздушные аппараты типа АИР-371 вместо КИПов. Переоснащение базы новыми дыхательными аппаратами вызвало необходимость реконструкции базы ГДЗС, которую Губачев производит по собственному техническому проекту, внедряя десятки технических новшеств. Базу ГДЗС, созданную Губачевым, можно считать одной из лучших в Московской пожарной охране.

Его деятельность в качестве рядового пожарного началась в 1941 г., когда он защищал Москву от пожаров, возникающих в результате бомбардировок. На заводе «Динамо» пожарные в течение 11 часов вели борьбу за сохранение завода, пока пожар не был укрощен. Впоследствии пожарный Губачев добровольно ушел на фронт.

В 1944 г. под Витебском он участвовал в ожесточенном сражении за освобождение деревни Бабичи, где получил тяжелое ранение в ногу. Несмотря на длительное лечение, хромота осталась на всю жизнь. В пору было впасть в уныние, смириться с инвалидностью, найти легкую сидячую работу. Однако Губачев приходит в пожарную охрану ЗИСа и достигает подлинного совершенства и мастерства в области пожарного дела.

17 правительственных наград, звание Заслуженного рационализатора Российской Федерации — такова оценка боевой и трудовой деятельности этого удивительного человека.

Руководители отряда противопожарной службы ЗИЛа на примере ветеранов воспитывают молодое поколение пожарных, помнят и чтут память офицеров и рядовых, погибших при тушении пожара в механосборочном цехе 12 марта 1946 г. На Ваганьковском кладбище в Москве в образцовом состоянии поддерживается памятник героям огненного фронта.

Печальная дата ежегодно отмечается в коллективе отряда как дань мужеству и стойкости, проявленным пожарными автозавода при выполнении своего профессионального и патриотического долга.